• Главная
  • О компании
  • Новости
  • Подъемный кризис: тяжелое состояние лифтового хозяйства России

Подъемный кризис: тяжелое состояние лифтового хозяйства России

Ситуация на отечественном рынке лифтов доставляет немало проблем, причем, не только чиновникам, но и общественным организациям. Дело в том, что за последние полгода значительно участились случаи чрезвычайных происшествий, связанных с подъемниками. Практически у третьей части всего лифтового оборудования закончился эксплуатационный срок. В связи с этим возникают вопросы: как обстоят дела в лифтовом хозяйстве и можно ли их решить?


Статистика неутешительна: за пять последних лет в лифтах погибло 73 человека. Эти данные предоставил комитет Государственной Думы РФ, специализирующийся на политике жилищно-коммунального хозяйства. Устаревшего оборудования с каждым годом становится больше (этот показатель составляет приблизительно 10 тыс. лифтов). При этом до конца года планировалось заменить только 8,5 тыс. единиц техники.

В чем же кроется причина аварий?

По сведениям Общественного совета России практически 30% лифтов, числящихся на балансе жилищного фонда, нуждаются в замене, поскольку их срок эксплуатации уже выработан. Более того, более 50% лифтового оборудования со всех регионов страны считается небезопасным.
Вся эта непростая ситуация усугубляется снижением госконтроля над использованием такой подъемной техники в соответствии с ее выводом из категории «опасных производственных объектов» (такое решение было принято в 2013 году). Так считает Сергей Чернышов, занимающий должность руководителя комиссии Общественного совета, которая разбирает вопросы лифтового хозяйства.
Представитель Национального лифтового союза Алексей Захаров отметил, что из 430 тыс. лифтов 120 тыс. устарели, следовательно, их нужно отремонтировать или заменить, а для этого требуется где-то 200 млрд руб. По его мнению, главная причина несчастных случаев – отсутствие технического надзора специалистами Ростехнадзора. На сегодняшний день каждый этап жизненного цикла лифта контролируется различными органами, то есть за общий результат никто не отвечает.
Отказ от лицензирования и контроля силами Ростехнадзора привел к образованию новых органов, отвечающих за монтаж и обслуживание оборудования, но не владеющих при этом нужными технологиями. Не лучшим образом сказалась на ситуации отмена правил устройства и эксплуатации подобной техники, которые ранее обязательно соблюдались заводом-производителем и монтажными организациями. Теперь же разработаны новые нормативы, однако, они носят рекомендательный характер.
В результате, между управляющей фирмой и специализированными организациями образовалась такая система взаимоотношений, которая не гарантирует безопасность использования лифта.

Обслуживание лифтового оборудования

Оценка состояния лифтовых кабин, как считает Чернышов, должна выполняться уполномоченной организацией, а устранение неисправностей, выявленных в процессе – управляющей компанией. Обслуживание этой техники должно проводиться ежемесячно. При этом квалифицированный механик должен осмотреть, отрегулировать и смазать все механизмы конструкции, а также проверять состояние оборудования по заявкам жильцов. Раз в 12 месяцев каждый лифт нуждается в подготовке к техническому освидетельствованию.
В случае необходимости замены лифта существует два выхода – попасть в соответствующую государственную программу или собрать деньги с жильцов (средняя стоимость работ такого плана составляет 1,5 млн руб.). Последний вариант предусматривает выплаты в рассрочку, то есть выплата может производиться каждый квартал, полугодие или год.